Дома и постройки Москвы.

Оружейная палата:
  • Оружейная палата
  • Русские золотые и серебряные изделия XII начала XVII веков (зал 1)
  • Русские золотые и серебряные изделия XVII-начала XX века (зал 2)
  • Европейское и восточное парадное вооружение XV-XIX веков (зал 3)
  • Русское вооружение XII - начала XIX века (зал 4)
  • Западноевропейское серебро XIII-XIX веков (зал 5)
  • Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV-XVIII веков (зал 6)
  • Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала XIII-XVIII веков (зал 7)
  • Предметы парадного конского убранства XVI-XVIII веков (зал 8)
  • Экипажи XVI-XVIII веков (зал 9)
  • Благовещенский собор:
  • Благовещенский собор
  • Архитектура
  • Стенопись
  • Иконостас
  • Южная галерея выставка
  • Ансамбль Колокольни Ивана Великого:
  • Ансамбль Колокольни Ивана Великого
  • Успенский собор:
  • Успенский собор
  • Архитектура
  • Стенопись
  • Иконостас
  • Иконы
  • Усыпальница
  • Царское моленное место
  • Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов:
  • Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов
  • История
  • Архитектура
  • Парадные сени
  • Крестовая палата
  • Трапезная
  • Церковь Двенадцати апостолов
  • Жилые комнаты
  • Археология Московского Кремля:
  • Археология Московского Кремля
  • Кузнечное ремесло
  • Находки из керамики
  • Деревянное строительство
  • Архангельский собор:
  • Архангельский собор
  • Архитектура
  • Стенопись
  • Иконостас
  • Усыпальница
  • Церковь Ризположения:
  • Церковь Ризположения
  • Архитектура
  • Стенопись
  • Иконостас
  • Тощие свечи
  • Выставка деревянной скульптуры
  • История Московского Кремля:
  • История Московского Кремля
  • Древности кремлевского холма
  • Пограничная крепость
  • Первые московские князья в Кремле
  • Время грандиозного строительства Кремля
  • Резиденция русских царей и патриархов
  • В последний век Московского царства
  • Центр Москвы первопрестольной
  • Старый город Кремль
  • Век двадцатый
  • Арбат
  • Лубянка
  • Петровские Ворота
  • Пушкинская площадь
  • Тверская улица
  • Зубовская площадь
  • Кадашевская набережная
  • Остоженка
  • Пречистенка
  • Пятницкая улица
  • Смоленский бульвар
  • Сретенка
  • Сухаревская площадь
  • Девичье поле
  • Лужники
  • Мещанская слобода
  • Мытищинские улицы
  • Олений пруд
  • Хамовники
  • Ходынское поле
  •  


    Особняк Арсения Морозова.

    Реклама:

     

    Особняк Арсения Морозова - Дома и постройки Москвы

    Дом-игрушка.

    Есть на Воздвиженке, прямо напротив метро «Арбатская», чудо-дом. До революции — особняк Арсения Морозова. Есть на Воздвиженке, прямо напротив метро «Арбатская», чудо-дом. До революции — особняк Арсения Морозова. После — «Дом Дружбы с народами зарубежных стран». Какие народы в нем дружили и как именно — вопрос для ценителей архитектуры праздный. А ценителей у этого дома множество. Правда, не взрослых — маленьких. Не одно подрастающее поколение, разинув рты, глазело на настоящий замок из сказки, чудом переместившийся в центр Москвы.

    «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать», — так отреагировала почтенная Варвара Алексеевна Морозова на то, что сын сделал с ее подарком. Подарила она 24-летнему отпрыску особняк в русском стиле на Воздвиженке. Не прошло и трех лет, как неугомонный Арсений Абрамович его перестроил.

    В 1899 году, когда закончилось строительство, Арсений Морозов стал обладателем самого роскошного особняка в городе. Такого дома в первопрестольной еще не было. Он поражал культурную Москву «кастрированностью от традиций» и тем, что «удивительным образом включил в себя поклонение низшим инстинктам нашей природы, создал культ низших организмов мира, стилизуя их и тем уравнивая с человеком и его жизнью».

    Аристократическая Москва скептически морщилась. Граф Толстой в романе «Воскресение» дал и особняку, и хозяину убийственную характеристику: проезжая по Воздвиженке, Нехлюдов размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку». Но для Арсения Абрамовича дом был его мечтой, его домом, построенным его архитектором в соответствии с его представлениями о красоте. «Привез» он свой особняк из путешествия.

    Вместе с другом, архитектором Мазыриным, Морозов побывал в Португалии, где посетил Синтру — небольшой городок вблизи Лиссабона. Морозов был очарован. Особенно сильное впечатление произвел на него Паласиу-ди-Пена — дворец, построенный в 1885 г. и принадлежащий мужу португальской королевы Марии II немецкому принцу Фердинанду. Дворец-башня поразил его фантастическим сочетанием стилей — Ворота Дракона, звонницы и минареты, купола с круговыми дорожками, стрельчатые окна эпохи Мануэла. Плененный Арсений тут же заказал Виктору Александровичу Мазырину перестройку своего особняка по образу и подобию увиденного в Синтре.

    Лучшего автора проекта Арсений выбрать не мог. Розовощекий Мазырин увлекался мистикой, спиритизмом, верил в переселение душ и считал, что его душа родилась в Египте. Он разрабатывает композицию дома как сочетание разновеликих объемов: парадной части, вертикальной доминанты и, собственно, основного здания. Богато декорированный фасад контрастирует с лаконичным решением задней части особняка. Растительные орнаменты, геометрические формы, морские раковины, традиционные розетки, обрамления в виде цепей, витые пояски, цветы, виноградные гроздья, диковинные деревья, консольки и башенки, плохо сочетающиеся как в масштабе, так и стилистически, вполне удовлетворяли и архитектора, и заказчика.

    Новый особняк не стал точной копией португальского оригинала, хотя композиция парадной части, состоящей из двух цилиндрических башен и портика, декор ограждения кровли, форма оконных проемов — реплика на португальский стиль. Словно сошедший со страниц детской книжки, особняк был бы уместен в волшебной стране фей. Но в Москве конца XIX века избыточная выразительность декоративных форм делает его архитектуру комичной.

    Кем же был этот чудак, вложивший состояние в дворец-игрушку?

    Арсений Абрамович Морозов был представителем могущественной торгово-промышленной династии. Капитал Морозовых начался с 5 рублей, которые крепостной крестьянин старообрядческого села Зуево Савва Васильевич Морозов получил как приданое жены. Он сам и его семья занимались ткачеством. В 1797 году, в возрасте 27 лет, Савва Васильевич основал в родном Зуеве шелкоткацкое заведение. Когда ему было 50, он выкупил себя и семью у помещика за огромные по тем временам деньги — 17 тысяч рублей. Через 17 лет, в 1837 г., купил землю вблизи Орехова и перевел фабрику туда. Из четырех мануфактур, принадлежавших ему и его сыновьям, сложилась мощная хлопчатобумажная империя.

    Деловая хватка, потрясающая работоспособность и кристальная честность обеспечили успех Морозовых. Об их опыте капиталистического хозяйствования сегодня пишут монографии. По техническому оснащению их мануфактуры были в числе лучших в Европе. Хозяева заботились об условиях труда и быта своих рабочих, строили для них дома, больницы и церкви. Морозовы жертвовали деньги на бесплатные ночлежные дома, богадельни, родильные дома, больницы (самая известная — Морозовская детская больница).

    Семейство крестьян-старообрядцев оказалось в среде богатейших людей России, которая формировалась веками. Основатели клана не имели никакого образования, кроме религиозного. Их внуки получили блестящее образование. Напрасно раздосадованный профессор Иван Владимирович Цветаев сетовал: «Ходят они в смокингах и фраках, но внутри носороги-носороговичи».

    Отказ в пожертвованиях новому (Пушкинскому) Музею вовсе не означал отсутствия интереса к культуре, хоть и сказала Мария Тимофеевна Морозова, что они «мужики» и Музей им ни к чему. «Мужики» Морозовы известны как меценаты и коллекционеры. Они поддерживали российских художников, тратили немалые деньги на издательские проекты. Заядлый театрал Савва Тимофеевич Морозов взял на себя финансирование Художественного театра и построил для него великолепное здание.

    Арсений Абрамович Морозов, владелец злополучного особняка, увековеченного Толстым в столь нелестных выражениях, ни в каких особых деловых талантах замечен не был. Любил покутить, любил роскошь и жизнь на широкую ногу. И до конца дней оставался мальчишкой. Умер в 1908 г., в 35 лет, как-то нелепо. На очередной попойке, поспорив с друзьями, что может выдержать любую боль, ушел в кабинет и тайком прострелил себе ногу. Пари он выиграл, никто ничего не заметил. Но проиграл по крупному счету — началось заражение крови, и через несколько часов Морозова не стало.

    «Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно что будет», — говорил Арсений братьям-коллекционерам. Больше века особняку на Воздвиженке. Больше века им любуются дети. Потом они вырастают и либо перестают замечать окружающие их красоту или уродство, либо становятся эстетами и лишь презрительно кривят губу, проходя мимо волшебной «купеческой игрушки».

     








  • Алексеевское
  • Воробьевы горы
  • Ивановское
  • Измайлово
  • Коломенское
  • Косино
  • Крылатское
  • Кунцево
  • Лосиный Остров
  • Останкино
  • Петербургское шоссе
  • Поклонная гора
  • Преображенское
  • Раменки
  • Серебряный Бор
  • Сокол
  • Сокольники
  • Солнцево
  • Сходня
  • Теплый Стан
  • Тропарево
  • Тушино
  • Химки
  • Черкизово
  • Ярославское шоссе
  • Ясеневo
  • Белорусское посольство
  • Библиотека им. Ушинского
  • Дом архитектора Мельникова
  • Дом полярников
  • Дом А. Скрябина
  • Дом Боткина
  • Дом Цветаевых
  • Дом Ханжонкова
  • Малюты Скуратова
  • Дом Моссельпрома
  • Дом Мусина-Пушкина
  • Дом Пашкова
  • Дом Перловых
  • Дом гр. Ростопчина (Палаты Пожарского)
  • Дом Талызина
  • Кокоревская галерея
  • Дом-коммуна Наркомфина
  • Дом-музей В. Л. Пушкина
  • Афонское подворье в Москве
  • Елисеевский магазин
  • Клуб им. Русакова
  • Литературный институт, усадьба А. А. Яковлева
  • Молочный дом
  • МГЛУ
  • Музей современной истории
  • Особняк Арсения Морозова
  • Особняк Рябушинского
  • Особняк Сытина
  • Останкинская башня
  • Московский планетарий
  • Покровские ворота
  • Потешный дворец
  • Провиантские склады
  • Ресторан Прага
  • Скоропечатня Левенсона
  • Дом Спасо-хаус
  • Стадион Динамо
  • Старый Английский двор
  • Статуя Свободы
  • Сущевская полицейская и пожарная часть
  • Театр им. Гоголя
  • Теремной дворец
  • Университет на Лен. горах
  • Высотка на Котельнической
  • ВДНХ

  • © 2009 Moskva.dljatebja.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!